На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Марьинский вестник

27 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Середа
    Сначала необходимо всех уволить из отделения, а потом набирать таких, которые понимают куда и зачем идутОтдел полиции рай...
  • Виктор Александров
    Ало, гараж! Уже принят закон о защите русского языка, а тут «Волонтеры»! С буквой «е». Это я к тому, что нас всех пе...О льготах для кон...

Ветеран Михаил Худолеев участвовал в Таллиннском прорыве

Фото: газета «Юго-Восточный курьер»

Сейчас фронтовику 98 лет

Михаил Федорович Худолеев, 98-летний житель района Марьино, за год до войны поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе в Ленинграде.

— В июне 1941-го я проходил практику на учебном корабле «Комсомолец» в Выборгском заливе, — вспоминает Михаил Федорович. — На воскресенье, 22 июня, были назначены шлюпочные соревнования, но их почему-то отменили.

Выступление Молотова

Комсостав ходил какой-то озабоченный. А в полдень курсантов собрали, и все стали слушать по радио выступление Молотова. Началась война.

Худолеев попал в батальон особого назначения. И уже 26 июня моряки прибыли в Таллин — на главную базу военного флота. Наши войска держали оборону до 28 августа 1941 года и оттягивали вражеские силы от Ленинграда.

Самая кровавая морская трагедия

В августе 1941-го советское командование решило оставить Таллин. Более сотни военных и гражданских кораблей нужно было переправить вместе с людьми под Ленинград. Эту военную операцию потом назвали «Таллинский прорыв». Не многие знают об этих событиях, а погибли тогда до 15 тысяч только военных, а были еще и гражданские. По словам Михаила Худолеева, это самая кровавая морская трагедия за всю ближайшую историю. Так, в известном Цусимском сражении в 1905 году погибли около шести тысяч человек, а в результате нападения на Перл-Харбор — более трех тысяч.

15 километров до острова Гогланд

С неба корабли бомбила немецкая авиация, а в море их подстерегали мины. На одном из подбитых танкеров находился Михаил Худолеев.

— Носовая часть потонула, обнажились вращающиеся винты. Люди, которые были в носовой части, разлетаются веером, падают на эти винты, — вспоминает ветеран момент крушения.

К счастью, танкер был наполнен не бензином, а соляркой. Он не взорвался, а пошел ко дну. Все, кто мог, бросились в воду и поплыли к соседним кораблям.

— Немецкие летчики зверствовали, — продолжает Михаил Федорович. — Самолеты спускались на бреющем полете и расстреливали людей, оказавшихся в воде.

Михаил Худолеев вплавь отправился к ближайшему острову Гогланд, до него было километров 10-15.

Плавал молодой человек прекрасно, но в холодном Балтийском море долго продержаться в воде невозможно, и через какое-то время моряк почувствовал, что руки и ноги уже не слушаются его.

Его спасли люди, находившиеся на паровом буксире «Клюз». Из роты в 100 человек в тот день в живых осталось только 20. После этого события Михаила отправили в Кронштадт в госпиталь, а потом в родное училище.

После войны Михаил Худолеев серьезно занимался математикой, написал три книги, среди которых учебник для школьников. В 2010 году ветеран стал лауреатом конкурса «Факел памяти» за свою пьесу «Таллинский прорыв».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх